Холдинг «Марта» намерен до конца года увеличить стоимость активов своего девелоперского подразделения до $1 млрд. С этой целью в компании намерены построить порядка 400 тыс. кв. м торговых площадей. В дальнейших планах компании — строительство торговых центров во всех городах России с населением свыше 400 тыс человек, сообщает «КоммерсантЪ».
О планах развития дочерней девелоперской структуры RТМ Development рассказал президент «Марты» Георгий Трефилов. По его словам, до начала 2007 года «Марта» планирует инвестировать в девелопмент многофункциональных торговых комплексов площадью 25–100 тыс. кв. м в ряде городов России (всего планируется ввести в эксплуатацию около 400 тыс. кв. м). Таким образом, стоимость активов RTM Development составит около $1 млрд. Общий объем инвестиций в компании не раскрывают. По оценке управляющего партнера Blackwood Константина Ковалева, объем инвестиций в строительство составит порядка $400 млн. Сегодня в портфеле ОАО «RТМ Development» находятся около 60 объектов недвижимости, общая площадь проектов превышает 600 тыс. кв. м. На разной стадии реализации находятся торговые комплексы в Москве, Петербурге, Казани, Самаре, Туле, Тольятти, Красноярске, Липецке, Курске и других городах. По подсчетам Георгия Трефилова, только по реализуемым сегодня проектам, исходя из планов ввода объектов RТМ Development в эксплуатацию, в 2008 году чистый операционный доход компании составит $130 млн (по итогам первого полугодия 2006 года — $30 млн.-Ъ). Холдинг «Марта» создан в 2000 году. Головная компания холдинга — австрийская MARTA Unternehmensberautungs, в которой президенту «Марты» Георгию Трефилову принадлежит 75% акций, а вице-президенту Борису Ва сильев — 25% акций. Холдинг включает девелоперскую группу RТМ, магазины под марками Billa, «Гроссмарт», Colours & Beauty и интернет-порталы по торговле бытовой техникой и электроникой 003.ru, m3x.ru, byttehnika.ru и другие компании. В рейтинге крупнейших ритейлеров Ъ «Марта» занимает 18-е место. Выручка холдинга в 2005 году составила $442,7 млн.
В компании отмечают, что планы «Марты» по увеличению стоимости активов связаны с намеченным RТМ Development на конец этого года IPO, на котором будет размещено до 25% ее акций. По словам господина Трефилова, средства пойдут на реализацию проектов RТМ Development до 2010 года в крупных городах России, с населением более 400 тыс. человек. По данным Госкомстата, таких городов в России 50.
Эксперты рынка недвижимости по-разному оценивают перспективы развития девелоперских проектов в регионах. «Реализация проектов в ряде регионов сегодня выгодна в связи с низкой конкуренцией на рынке розницы, а следовательно, и низкими сроками окупаемости торговых центров»,- считает директор по торговым площадям компании Knight Frank Юлия Дальнова. «Региональные проекты характеризуются более низкими арендными ставками и конкуренцией в сравнении с Москвой и Петербургом, зато сроки окупаемости там выше за счет более низкой выручки»,- уверен директор департамента по развитию компании «Патэрсон» Николай Габышев.
Вместе с тем ряд экспертов сомневаются, что инвесторы одобрят масштабные планы развития RТМ. По мнению аналитика ФК «Уралсиб» Андрея Никитина, перспективы развития этих проектов не совсем очевидны. «Нельзя исключать, что оценка инвесторами RТМ во время размещения акций может оказаться ниже запланированной,- говорит господин Никитин.- Рынок недвижимости не самый прозрачный, и развитие столь масштабных проектов нередко сопровождается массой препятствий, которые могут помешать компании выполнять обязательства перед инвесторами. Эти риски будут учтены при выходе на IPO». |