Исследования специалистов показывают, что радиопереговоры во время движения отвлекают внимание водителя и не дают ему полностью сосредоточиться на дороге и влекут за собой ошибки в управлении автомобилем, которые могут привести к аварии. Для безопасности движения особенно важно, чтобы водитель всегда мог держать руль обеими руками. Для связи в автомобиле обычно используется один канал с заранее настроенной громкостью и уровнем срабатывания шумоподавителя, поэтому наиболее важным является обеспечение голосового управления режимом "прием-передача".
Рис. 5.17
Для голосового управления можно использовать дополнительное устройство, схема которого изображена на рис. 5.17.
На транзисторах VT1 — VT3 собран усилитель низкой частоты с непосредственной связью между каскадами. Стабильность работы усилителя обеспечивается за счет отрицательной обратной связи по постоянному току через резисторы R3, R6. Цепи С2, R1 и С4, R5 обеспечивают подъем высоких частот. С выхода УНЧ сигнал поступает на ключевой каскад на транзисторах VT4, VT5. Время срабатывания ключевой схемы должно быть возможно меньше, чтобы не пропадали первые звуки в слове, а время отключения должно быть достаточно большим, чтобы переключение происходило через 0,5... 1,0 секунды после окончания фразы. Время отключения регулируется резистором R11. Настройка устройства сводится к подбору величины резисторов R3, R6, при котором на коллекторе транзистора VT3 установится напряжение около 6 В. Уровень сигнала на выходе устройства регулируется резистором R8. Устройство предназначено для использования динамического микрофона. При использовании электретного микрофона необходимо предусмотреть подачу на микрофон напряжения около 3 В через резистор.