В некоторых случаях, например на автомобиле, невозможно установить полноразмерную антенну. В этом случае используется укороченная антенна "граундплэйн". Согласование осуществляется за счет автотрансформаторного подключения удлиняющей катушки или с использованием согласующего Г-звена. При использовании автотрансформаторного включения удлиняющей катушки резонанс антенны достигается изменением количества витков, а минимальное значение КСВ — подбором точки подключения центральной жилы кабеля к катушке (рис. 1.9).
При использовании согласующего Г-звена (рис. 1.17) значения Cm и Lm для частоты 27,200 МГц вычисляются по формулам:
Cm=240-(Ro-Ra)/Ro, пф
Lm=0,00024-Ra-(Ro-Ra), мкГ, где
Ro — сопротивление фидера, Ом. Ra — активное сопротивление антенны, Ом.
Рис. 1.17
Вычисления показывают, что в диапазоне значений
сопротивления антенны Ra от 10 до 25 Ом при Ro=50 Ом величина Lm меняется от
0,096 до 0,15 мкГ, а величина Cm от 960 до 67 пФ. Таким образом, согласование
сопротивлений антенны и кабеля достигается в основном подбором величины емкости
Cm. Настройка антенны в резонанс осуществляется изменением параметров удлиняющей
катушки и контролируется гетеродинным индикатором резонанса. Изменяя величину
Cm и подстраивая антенну в резонанс, добиваются минимально возможного значения
КСВ. Согласующей индуктивностью Lm может служить часть удлиняющей катушки. В
качестве примера приведем параметры укороченной антенны "граундплэйн",
предназначенной для установки на автомобиле. Длина антенны — 1,2 метра. Материал
— стальная проволока диаметром 2,0 мм. Удлинительная катушка расположена в основании
антенны и имеет следующие параметры: диаметр — 20 мм, количество витков — 12,
провод ПЭВ диаметром 1,1 мм, длина намотки — 12 мм. Для согласование антенны
применяется Г-звено (рис. 1.17). Согласующая индуктивность является частью удлинительной
катушки. Ориентировочное значение емкости для
согласования с 50-омным кабелем — 30 пФ. Настройка антенны в резонанс осуществляется
изменением длины штыря, а согласование для обеспечения минимального значения
КСВ — подбором емкости. На крыше автомобиля антенна устанавливается с помощью
магнитного основания. В конструкции используется кольцевой магнит от неисправной
динамической головки. Желательно использовать всю магнитную систему от динамической
головки. В этой системе кольцевой магнит заключен в стальную чашку с небольшим
зазором между боковой стенкой чашки и магнитом. Магнитные силовые линии концентрируются
магнитной системой и сила удержания антенны на крыше автомобиля становится больше.
Эскиз антенны приведен на рис. 1.18. Цифрами на рисунке обозначены:
1 — защитный наконечник на конце антенны;
2 — стальной проволочный штырь (1,2 м, диаметр 2 мм);
3 — контргайка крепления штыря;
4 — стальная втулка крепления штыря;
5 — эбонитовый каркас катушки индуктивности (диаметр 20 мм);
.6 — резьбовая шпилька;
7 — медная заклепка;
8 — катушка;
9, 10 — медная заклепка;
11 — стальная пластина;
12 — кольцевой магнит;
13 — фольгированный стеклотекстолит;
14 — гайка;
15 — резьбовая шпилька;
16 — конденсатор;
17 — точка подключения жилы коаксиального кабеля;
18 — точка подключения оплетки коаксиального кабеля;
19 — пластиковый корпус.
Рис. 1.18
Катушка индуктивности наматывается на прочном эбонитовом цилиндре диаметром 20 мм. В торцах цилиндра просверлены отверстия и нарезана резьба М5. В отверстия вкручиваются
резьбовые шпильки и фиксируются медными заклепками
из провода диаметром 1,5...2 мм. Эти заклепки
служат также контактами к которым припаиваются выводы катушки, конденсатора
и кабеля. С помощью резьбовых шпилек прикрепляются стальная пластина и резьбовая
втулка. Штырь на конце имеет резьбу с помощью которой он крепится к резьбовой
втулке. Вкрученный штырь фиксируется контргайкой. Защитный наконечник на конце
антенны соединяется со штырем также с помощью резьбы. Для обеспечения максимальной
емкостной связи с корпусом автомобиля для диска 13 используется односторонний
фольгированный стеклотекстолит минимальной толщины. К фольге припаивается провод,
который присоединяется к оплетке коаксиального кабеля. В качестве защитного
корпуса используется часть подходящей пластиковой бутылки. Для предотвращения
попадания влаги стык деталей 13 и 19 уплотняется герметиком.