При включении двигателя 
  возникает большой пусковой ток, превышающий номинальный в 10 — 20 раз. Для ограничения 
  пускового тока двигателей мощностью более 0,5 кВт последовательно с цепью якоря 
  включают пусковой реостат (рис. 7). 

Рис.7.
 Схема включения электрических двигателей постоянного тока: а - с помощью 
  пускового реостата; б - схема электродвигателя со смешанным возбуждением; в 
  - схема универсального коллекторного электродвигателя. Л - зажим, соединенный 
  с сетью; Я - зажим, соединенный с якорем; М -зажим, соединенный с цепью возбуждения; 
  0 - холостой контакт; 1 - дуга; 2 - рычаг; 3 - рабочий контакт. 
 Величину сопротивления 
  пускового реостата можно определить по выражению 
 Rn =U/(1,8 - 2,5)Iном-Rя 
 где U — напряжение сети, 
  В; 
 Iном — номинальный 
  ток двигателя. А; 
 Rя — сопротивление 
  обмотки якоря, Ом. 
 Перед включением двигателя 
  необходимо убедиться в том, что рычаг 2 пускового реостата (рис.7) находится 
  на холостом контакте 0. Затем включают рубильник и рычаг реостата переводят 
  на первый промежуточный контакт. При этом двигатель возбуждается, а в цепи якоря 
  появляется пусковой ток, величина которого ограничена всеми четырьмя секциями 
  сопротивления Rn. По мере увеличения частоты вращения якоря пусковой ток уменьшается 
  и рычаг реостата переводят на второй, третий контакт и т.д., пока он не окажется 
  на рабочем контакте. 
 Пусковые реостаты рассчитаны 
  на кратковременный режим работы, а поэтому рычаг реостата нельзя длительно задерживать 
  на промежуточных контактах: в этом случае сопротивления реостата перегреваются 
  и могут перегореть. 
 . Прежде чем отключить 
  двигатель от сети, необходимо рукоятку реостата перевести в крайнее левое положение. 
  При этом двигатель отключается от сети, но цепь обмотки возбуждения остается 
  замкнутой на сопротивление реостата. В противном случае могут появиться большие 
  перенапряжения в обмотке возбуждения в момент размыкания цепи. 
 При пуске в ход двигателей 
  постоянного тока регулировочный 
  реостат в цепи обмотки возбуждения следует полностью вывести для увеличения 
  потока возбуждения. 
 Для пуска двигателей с 
  последовательным возбуждением применяют двухзажимные пусковые реостаты, отличающиеся 
  от трехзажимных отсутствием медной дуги и наличием только двух зажимов — 
  Л и Я. 
 
  Kак 
  производится маркировка выводных концов машин постоянного тока? 
 В качестве примера рассмотрим 
  маркировку выводных концов машины постоянного тока со смешанным возбуждением 
  (рис. 7). 
 Для определения выводных 
  концов отдельных обмоток (последовательной C1, C2; параллельной ЦП, Ш2 и якорной 
  Я1, Я2 с дополнительными полюсами Д1, Д2) необходимо иметь контрольную лампу 
  или вольтметр и источник переменного тока. Та из трех обмоток, при касании которой 
  лампа горит тускло, будет параллельной (шунтовой) обмоткой. Лампа не будет гореть 
  при касании ее одним концом к коллектору машины, а другим — к выводам последовательной 
  обмотки и будет гореть при касании к выводам обмотки дополнительных полюсов, 
  соединенной с якорем.