Сопротивление изоляции
обмотки статора между фазами и между фазами и корпусом, измеренное мегаомметром,
должно быть не менее 0, 5 МОм. В случае значительного снижения сопротивления
изоляции обмотки двигателя ее нужно подсушить внешним нагревом, методом потерь
в стали или током короткого замыкания. Внешний нагрев применяют в том случае,
если машина сильно отсырела. Для этого изоляцию обмоток обдувают горячим воздухом
(рис. 5, а), используя воздуходувки с калориферами, лампы накаливания и нагревательные
сопротивления. Мощность нагревательных элементов 3—10 кВт. Одновременно можно
пропускать через обмотки ток. Величину тока при этом поддерживают в пределах
0, 4 — 0, 7 номинального тока электродвигателя. Для быстроходных двигателей
(выше 1000 об/мин) берут нижние пределы тока, а для тихоходных (ниже 1000 об/мин)
— более высокие значения тока.
Необходимое количество
воздуха в минуту должно быть равно полуторному объему камеры, в которой сушат
электродвигатель. Мощность нагревательного элемента в киловаттах должна быть
численно равна объему камеры в кубических метрах. Если объем камеры для сушки
двигателя равен 8м^3, то объем горячего воздуха, который надо пропускать в одну
минуту через эту камеру, должен составлять 12 м^3, а мощность электронагревательного
элемента — 8 кВт.
Для сушки изоляции обмоток
током короткого замыкания (рис. 5, б) обмотки отдельных фаз замыкают накоротко
и подают к ним пониженное
Рис.5.
Сушка изоляции электродвигателей: а —в камере с использованием воздуходувки;
б —током короткого замыкания; в—при помощи специальной намагничивающей обмотки
напряжение. Источником
напряжения при этом обычно служат сварочные трансформаторы.
Сверху электродвигатель
покрывают теплоизолирующим материалом. Ток в обмотках статора доводят до 50%
от номинального и поддерживают его на этом уровне 2 — 3 ч. В течение последующих
3 ч (с интервалами в 20 — 30 мин) ток доводят до 90% номинального. В первые
3 — 5 ч температура обмоток не должна превышать 40 —50°С, после 8 — 10 ч
сушки — 60 — 70°С. При этом температура выходящего воздуха не должна быть
выше 50°С, а температура изоляции обмотки не должна превышать 70°С.
Через каждые 2 ч проверяют термометром температуру обмоток и измеряют мегаомметром
сопротивление их изоляции.
Процесс сушки электродвигателя
можно считать законченным, если при температуре горячего воздуха 50 — 60°С
сопротивление изоляции будет оставаться неизменным в течение 3 — 5 ч.
Для сушки изоляции обмоток
статора электродвигателя любой мощности можно использовать потери мощности на
вихревые токи в активной стали.
Эти токи образуются в результате создания в стали статора переменного магнитного
поля с помощью специальной обмотки (рис. 5, в). Намагничивающий ток выбирают
в пределах 60 — 200 А, а число витков обмотки от 6 до 28. Напряжение на один
виток обмотки 3 — 4, 5 В. Источником энергии служат сварочные трансформаторы.
В начале сушки надо ускорить подъем температуры, а потом снизить ее до такого
уровня, который необходим лишь для того, чтобы потери в стали покрывали потери
тепла. Для этого обычно снижают подводимое напряжение или увеличивают число
витков намагничивающей обмотки.
Для сушки изоляции обмоток
электродвигателя можно применять лампы инфракрасного излучения с зеркальными
отражателями или обычные электрические лампы. Лампы монтируют в сушильном шкафу.
Температуру воздуха в нем поддерживают в пределах 100 — 110°С.
Для сушки обмоток можно
применять переменный ток пониженного напряжения (в 3 — 5 раз меньше номинального).
Ток в обмотке статора регулируют так, чтобы температура ее не превосходила 60
— 75°С. Продолжительность сушки небольших электродвигателей 8 — 12 ч.