Электрические двигатели
бывают постоянного и переменного тока (рис. 2). Наиболее распространены электрические
двигатели переменного тока. Они просты по устройству, неприхотливы в эксплуатации.
Основной недостаток — практически не регулируемая частота вращения.
Электрические двигатели
переменного тока изготавливают одно- и многофазными. Основные элементы таких
двигателей — статор (неподвижная часть) и ротор (вращающаяся часть). Выпускаются
электродвигатели с коротко замкнутыми обмотками ротора (типа беличьей клетки)
и обмотками, выведенными на коллектор (систему контактных колец) и замыкающимися
через регулируемые резисторы. Такие роторы называют фазными, а электродвигатели
— электродвигателями с фазным ротором.
Электрические двигатели
переменного тока применяют для привода рабочих машин различного назначения (насосы,
деревообрабатывающие станки, дробилки и т. д.), не требующих регулирования частоты
вращения. Выпускаются на мощности от 0, 2 до 200 и более киловатт.
Электродвигатели постоянного
тока состоят из подвижной части (якоря) и неподвижной части (статора). Они выпускаются
с параллельным, последовательным и смешанным соединением обмоток якоря и статора.
Достоинством двигателей постоянного тока является способность регулировать частоту
вращения, но они требуют значительных усилий при эксплуатации.
Универсальные коллекторные
двигатели при-
Рис.
2. Электрические двигатели: а — постоянного тока; б — синхронные;
в ~ асинхронные с фазным ротором; г — асинхронные трехфазные с коротко замкнутым
ротором серии 4А. 1 — вал, 2 ~ шпонка, 3 —подшипник, 4 — статор, 5 — обмотка
статора, 6 — ротор (якорь); 7 — вентилятор; 8 — коробка выводов; 9 — лапа, 10
— коллектор; 11 — щетки; l1, l2 — продольное и поперечное расстояния в лапах;
l3 — длина выступающего конца вала; l4.
— размер выступающей крышки; h — высота оси вращения; d1,
d2 — диаметры вала и отверстий в лапах.
меняются в промышленных
и бытовых электроустановках (электрифицированный инструмент, вентиляторы, холодильники,
соковыжималки, мясорубки, пылесосы и др.). Они рассчитаны для работы как от
сети постоянного тока (110 и 220 В), так и от сети переменного тока частотой
50 Гц (127 и 220 В). Эти двигатели имеют большой пусковой момент и сравнительно
малые размеры.
По своему устройству универсальные
коллекторные двигатели принципиально не отличаются от двухполюсных двигателей
постоянного тока с последовательным возбуждением.
В универсальных коллекторных
двигателях не только якорь набирается из листовой электротехнической стали,
но и неподвижная часть магнитопровода (полюса и ярмо).
Обмотка возбуждения этих
двигателей включается с обеих сторон якоря. Такое включение (симметрирование)
обмотки позволяет уменьшить радиопомехи, создаваемые двигателем.
Для получения примерно
одинаковых частот вращения при номинальной нагрузке как на постоянном, так и
на переменном токе обмотку возбуждения выполняют с ответвлениями: при работе
двигателя от сети постоянного тока обмотку возбуждения используют полностью,
а при работе от сети переменного тока — лишь частично.
Вращающий момент создается
за счет взаимодействия тока в обмотке якоря (ротора) с магнитным потоком возбуждения.
Эти двигатели выпускаются
на сравнительно небольшие мощности — от 5 до 600 Вт (для электроинструмента
— до 800 Вт) и частоты вращения — 2770 — 8000 об/мин. Пусковые токи таких двигателей
невелики, поэтому их в сеть включают непосредственно без пусковьк сопротивлений.
Универсальные коллекторные
двигатели имеют минимум четыре вывода: два для подключения к сети переменного
тока и два для подключения к сети постоянного тока. КПД универсального двигателя
на переменном токе ниже, чем на постоянном. Это вызвано повышенными магнитными
и электрическими потерями. Величина тока, потребляемого универсальным двигателем
при работе на переменном токе, больше, чем при работе этого же двигателя на
постоянном токе, так как переменный ток помимо активной составляющей имеет еще
и реактивную составляющую.
Частоту вращения таких
двигателей регулируют, изменяя подводимое от сети напряжение, например, автотрансформатором,
а у двигателей небольшой мощности — реостатом.
Однофазный коллекторный
двигатель нельзя пускать в ход при малой нагрузке, потому что он может пойти
«вразнос».
Отечественная промышленность
выпускает универсальные коллекторные двигатели серий УЛ, МУН, УМТ, ДТА-4, УВ,
М-1Д, ЭП, УД, Д2-03, ЭПП-1 и др.